Каста

Каста

КАСТЫ

термин, применяемый в первую хвост к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им применяют также для обозначения любой социальной группы, держащейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в свои ряды. Главные характеристики индийской касты: эндогамия (заключение союзов недюжинно между членами касты); наследное членство (сопровождаемое утилитарной невозможностью перепрыгнуть в прочую касту); запрещение разделять трапезу с представителями иных каст, а также обладать с ними телесный контакт; признание крепко закрепленного места всякой касты в иерархической структуре общества в целом; ограничения на избрание профессии; самоуправление каст в регулировании внутрикастовых социальных взаимоотношений. Из самых ранних творений санскритской литературы знаменито, что болтавшие на арийских наречиях народы в этап первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н.э.) уже делились на четыре стержневых сословия, запоздалее окрещенные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).КАСТЫ Индусы веруют в перевоплощение и почитают, что тот, кто придерживается правила своей касты, в предбудущей жизни возвысится по рождению в более писклявую касту, тот же, кто нарушает эти правила, затеряет социальный статус. См. также . На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала ошеломительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269–232 до н.э.) не сказались на системе потомственных групп. В отличие от индуизма, буддизм чисто доктрина не поддерживает кастового деления, однако в то же эпоха и не настаивает на исчерпывающем уничтожении кастовых несходств. Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из незатейливый, незамысловатой системы четырех варн вытянулась сложнейшая многослойная система, выстроившая суровый режим чередования и соотношения неодинаковых социальных групп. Каждая варна наметила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не пошатнули фундаментальных основ кастовой организации общества. См. также ; . Индийским кастам, буквально дудки числа. Поскольку всякая обладающая наименование каста делится на масса подкаст, невозможно даже грубо высчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми симптомами джати. Официальная тенденция умалять смысл кастовой системы ввергла к тому, что в коротаемых одинехонек в десятилетие переписях народонаселения улетучилась отвечающая графа. В остатний одинехонек сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не неизбежно вливает все здешние подкасты, какие функционируют чисто самостоятельные социальные группы. Широко разблаговещено понятие, что в нынешнем индийском царстве касты утратили свое прежнее смысл. Однако развитие событий показало, что это вдали не эдак. Позиция, занятая ИНК и правительством Индии после смерти Ганди , выделяется двойственностью. Более того, всеобщее избирательное лево и нужда политических деятелей в поддержке электората придали свежеиспеченную значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали величественным фактором во эпоха избирательных кампаний. Как организующая основа общества каста характерна для всей индуистской Индии, однако водится ужасно микроскопично каст, какие бы встречались повсеместно. В всякой географической области возникла своя, розная и самосильная лестница железно ранжированных каст, для многих из них не сыщется эквивалента на соседних территориях. Исключение в этом региональном правиле составляет линия каст брахманов, какие представлены на пространных пространствах и всюду занимают тончайшее теза в кастовой системе. В характеристической сельской местности длиннейший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10% народонаселения. Среди этих брахманов присутствуют кой-какое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в тутошних святилищах и храмах. Члены всякой брахманской касты заключают союзы лишь в своем кругу, желая вероятна женитьба на невесте из семьи, относящейся к аналогичной подкасте из соседней местности. Брахманам не надеется ходить за плугом или выполнять установленные облики работ, связанные с ручным трудом; дамочки из их сферы могут прислуживать в доме, а землевладельцы возделывать наделы, однако всего-навсего не поднимать. Брахманам позволительно также ломить кашеварами или домашними слугами. Брахман не вправе применять яства, приготовленные вне его касты, однако из десниц брахманов могут принимать жратву члены всех иных каст. В выборе еды брахман придерживается масса заказов. Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну ) держатся вегетарианства уже с 4 в., когда оно становится массовым; кое-какие иные касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отрешаются от мясных блюд, однако воздерживаются от мяса зоологических, входящих в рацион жирнейших каст. Брахманы предназначаются душевными наставниками в фамилиях большинства каст длиннейшего или посредственного статуса, за исключением тех, какие почитаются «нечистыми». Брахманы-священнослужители, а также члены ряда набожных орденов дробно узнаются по «кастовым знакам» – нарисованным на лбу белоснежной, яичной или красной краской рисункам. Но эдакие отметины указывают всего-навсего на принадлежность к основной секте и характеризуют настоящего человека чисто поклоняющегося, хоть, Вишну или Шиве, а не чисто субъекта найденной касты или подкасты. Брахманы в большей мере, чем другие, держатся подевал и специальностей, какие предусматривались их варной. Из их сферы на протяжении многих столетий сходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в кое-каких районах брахманы занимали до 75% всех более или менее величавых государственных должностей. В общении с прочей долею народонаселения брахманы не допускают взаимности; эдак, они принимают монета или дары от членов иных каст, однако сами отроду не трудятся талантов ритуального или церемониального нрава. Среди брахманских каст дудки упитанного равенства, однако даже толстейшая из них стоит над иными самыми торжественными кастами. Вслед за брахманами наиболее подобное иерархическое точка занимают кшатрийские касты. В сельской местности они вводят, хоть, помещиков, мыслимо связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными в эких кастах делами являют труд правящими в поместьях и служба на по-различных административных должностях и в войсках, однако ныне эти касты уже не применяют прежней волей и весом. В ритуальном взаимоотношении кшатрии стоят зараз за брахманами и тоже следуют железную кастовую эндогамию, желая допускают супружество с д/евицей из более малорослой подкасты (союз, величаемый гипергамией), однако баба ни в коем случае не может выйти замуж за дядьку подкасты толще ее собственной. Большинство кшатрий применяют мясо; они вправе принимать жратву от брахманов, однако не от представителей каких-либо иных каст. Третья категория «дваждырожденных» каст вливает торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают перевес брахманов, однако не неизбежно выказывают этакое касательство к кшатрийским кастам; чисто правило, вайшьи более железно следуют правила, трогающие шамовки, и еще более скрупулезно усердствуют избегать ритуального осквернения. Традиционным делом вайшьев предназначаются торговля и банковское девало, они тяготеют придерживаться подальнее от плотского труда, однако порой подключаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли. Члены вышеперечисленных «дваждырожденных» каст составляют всего-навсего меньшинство обитателей любой сельской местности, большинство же аграрного народонаселения заключается из одной или нескольких каст, именуемых «чистыми» кастами шудр. Хотя эдакие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают густейшую ступень в социальной иерархии: имеется полным-полно районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению изрядной долею тутошних аграрных угодий, выступает существеннейшую роль роль в решении социальных и политических спросов. В стародавнее эпоха крестьянские касты шудр признавали политическое господство кшатриев, правивших в данной местности, однако ныне эти взаимоотношения отошли в вчера, и перевес помещиков-кшатриев сознается лишь в ритуальном плане, и то не век. Крестьяне подряжают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию сквозь членов торговых каст. Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев. Все крестьянские касты эндогамны, и даже при показательно равновеликом их статусе, чисто это наблюдается во многих районах, внекастовые союзы не дозволяются. Правила, трогающие приема шамовки, у каст землепашцев менее суровые, чем у «дваждырожденных», они применяют в жратву мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, позволяя, хоть, замужество вдов и разведенных тетенек, что строжайше запрещено в сфере «дваждырожденных». Ниже тех шудр, какие заняты сельским хозяйством, стоят несчетные касты, рукомесло коих таскает сугубо специализированный нрав, однако в круглом почитается менее почитанной. Это касты гончаров, ковалей, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих иных. Членам этих каст уложено заниматься своей наследной специальностью или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии усвоить землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и иных профессиональных каст сызвеку будут в традиционных касательствах с представителями более возвышенных каст, какие заключаются в предоставлении услуг, за какие не выплачивается денежного содержания, а каждогодне выглядывает вознаграждение натурой. Эта оплата производится всяким двором в деревне, требования какого удовлетворяются настоящим представителем профессиональной касты. Например, у коваля собственный мир клиентов, для коих он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и иные металлические изделия, за что ему, в свою хвост, выдают найденное численность зерна. Те, чья рукомесло спрашивает плотского прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или публика, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст патетичнее их собственной, однако гончары или ковали трудятся на всю деревню, вне подвластности от того, к какой касте глядит клиент. Такие дела, чисто выделка кож или забой зоологических, почитаются очевидно оскверняющими, и, желая эта труд ужасно существенна для общины, те, кто ею занимается, почитаются неприкасаемыми. Во многих касательствах они будут за пределами индусского общества, их звали «отверженными», «низкими», «зарегистрированными» кастами, а Ганди предложил эвфемизм «хариджаны» («божьи дети»), кой получил размашистое хождение. Членам этих каст возбраняется посещать дома «чистых» каст и хватать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были захлопнуты для неприкасаемых, бытовал даже запрещение подходить к народам из более возвышенных каст теснее введенного числа шагов. Характер кастовых барьеров таков, что почитается, будто хариджаны продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давненько сохранили свое кастовое овладеть и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, хоть хлебопашеством. Хотя в иных социальных обстоятельствах и ситуациях, хоть, обретавшись в индустриальном городе или в поезде, неприкасаемый может обладать телесный контакт с членами более возвышенных каст и не осквернять их, в своей отчий деревне неприкасаемость неотторжима от него, чем бы он ни занимался. Различные профессиональные касты экономически взаимозависимы, и их функции скорее взаимодополняемы, чем конкурентны. Каждая каста обладает лево выполнять установленные работы, заниматься какими запрещено иным кастам. Ее члены в любой данной местности образуют всегдашне узко спаянную группу родичей, какие не спорят в войне за оказание услуг иным кастам, а по двустороннему согласию делят между собой клиентуру. По этой причине они будут в выгодном положении по касательству к членам каст, стоящих на верхних ступенях кастовой иерархии, каким запрещено менять по своему усмотрению коваля, парикмахера или человека, моющего им белье. Отсутствие конкуренции не глядит к рылам, возделывающим землю. Хотя водятся традиционные крестьянские касты, выходцы из коих отроду не станут гончарами или ткачами, землепашество не являет недюжинно родовым делом и представитель любой касты может заниматься обработкой земли. Всюду, где группа ремесленников становится непомерно несчетной и ей не хватает клиентуры, или где появление товаров машинного производства порождает безработицу, те, кто уже не может здравствовать за счет традиционной специальности, чисто правило обращаются к крестьянскому труду и становятся сельскохозяйственными пролетариями либо арендаторами. Особые взаимоотношения по линии патрон – клиент между тончайшими, владеющими землей кастами и профессиональными кастами ремесленников и разнорабочих именуются системой «джаджмани». Джаджману, что на хинди означает патрон-землевладелец, публика из иных каст оказывают услуги в мена на найденное численность зерна, получаемого каждогодне. Жесткая иерархия и экономическая взаимозависимость каст владеют самое узкое касательство к тому факту, что касты и подкасты эндогамны и рисуют собой фамильные группы. Однако на практике человек из патетичной касты может быть установлен в более басистую касту; эдак, в случае пятящегося от правила неравного союза между членами двух неодинаковых каст физиомордия, кое патетичнее по статусу, не обладает прочего выбора, чисто проситься в среду его (или ее) спутника жизни. Такая мобильность век однолинейна и навещена сверху книзу. В основе идеи соблюдения социальной дистанции между кастами возлежат концепции осквернения и ритуальной чистоты. Многими обликами деятельности, от отправления набожных обрядов и вознесения молитвы до приготовления шамовки, дозволяется заниматься всего-навсего в состоянии ритуальной чистоты. Так, человек, относящийся к патетичной касте, может быть опоганен не всего-навсего преднамеренным деянием, хоть сексуальной связью с неприкасаемой, однако и непредумышленно, в частности съев жратву, приготовленную рылом с более толстым ритуальным статусом, или даже распределив трапезу с рылом иной д


Похожие записи:

Последнии записи

Популярные записи

Сайт управляется системой uCoz