Каста

Каста

Библиотека РГИУ ::Древняя Индия :::

В понятии обитателей Древней Индии их сторону отделял от прочего мира великий горный хребет — Гималаи. Огромные горы с накрытыми снегом маковками сразились особую роль в формировании индийского национального самосознания. Некоторые историки почитают, что Гималаи, представляя телесным барьером между Индией и прочим миром, споспешествовали формированию уникальной индийской цивилизации. Такая точка зрения несколько преувеличена. Гималаи вовеки не становились непобедимой преградой на пути людей или веяний. Через горные перевалы на весте в Индию попадали все великие завоеватели, от ариев до магометан. В Гималаях захватывают зачин две великие речные системы Северной Индии, вдоль их тучных берегов сформировались и расцвели уникальные цивилизации. Одна из эких рек — Инд — протекает по территории нынешнего Пакистана. Она дала прозвание сегодняшней Индии. На санскрите это звучит ровно Синдху (река), на персидском Хинду, на греческом Хитдикэ, на латинском Индиа. Пять великих притоков Инда — Джелум, Чинаб, Рави, Беас и Сатледж — протекают по территории Пенджаба («Пятиречья»), где подле 2000 г. до н. э. тончайшего уровня развития добилась индская цивилизация, возникшая до появления в Индии ариев. Бассейн Инда розен пустыней и горными хребтами от великой равнины, по коей протекает Ганг и его приток Джамна. Район между этими двумя реками прозывается дхоаб (двуречье). Он расстилался от сегодняшнего Дели на весте до Патны на восходе и прозывался Арьяварта (страна ариев). Это был чрезвычайно злачный зона, и посему век соблазнял завоевателей, представляя для них лакомым кусом. В устье, при впадении в Бенгальский бухта, Ганг соединяется с Брахмапутрой, верховья коей размещены в Тибете. К зюйду от Арьяварты простирается горный массив Виндхья. Эти горы с предгорьями из песчаника восходят на вышину 4800 м над уровнем моря; в свое момент их покрывали частые, труднопроходимые джунгли, спустя кои было чрезвычайно тяжко в буквальном резоне слова продираться ариям, родившимся в Индии. К зюйду от этих горестей будет Декан (юг), окаймленный с веста и оста горными цепями — Западными и Восточными Гатами (гата — лестница, ступенька). Западные Гаты простираются почитай на тысячу километров вдоль побережья Аравийского моря. Эти горы с плоскими маковками на протяжении всей истории предназначались Индии натуральным защитным барьером. На 300 км полуденнее размещен Малабарский дрожал и историческая зона Карнатик. Восточные Гаты не столь протяженные, ровно Западные; обе горных цепи встречаются в районе Нил-гири («голубые горы»). Главные реки Центральной и Южной Индии, за исключением Тапти и Нармады, текут с веста на ост и втекают в Бенгальский бухта. Приток одной из них, Тунгаб-хадра, отделяет Декан от великий равнины, именитой ровно Страна тамилов. Ее обитатели и ныне сохранили свое цивилизованное своеобычие и выделяются от народонаселения полун/очных районов сторонки. Группу народов, проживающих на полдне Индии, кличут дравидами. В отличие от северян они сообщают на по-различных слогах и располагают неодинаковые расовые корни. Жители, населявшие территорию, входившую в ареал Индской цивилизации, переведенной ворвавшимися ариями подле второго тысячелетия до н. э., воображали собой смешанный расовый образ, заключавшийся из средиземноморского компонента, представителей коего можно было столкнуться по всему Ближнему и Среднему Востоку, и протоавстралоидного, к какому взирали люд, изначально населявшие Австралию. И ныне обитатели Южной Индии глядят к расовому образу, располагающему эти корни. Территория Индии с норда на полдень простирается на 3200 км. Это обуславливает климатические отличия между районами сторонки. На норде, в Гималаях, зимы стылые и морозные, подчас выпадает снег; в то момент ровно на равнинах Северной Индии зимние дни прямо-таки прохладны, зато ночью случается чрезвычайно мерзло. В то же момент на норде стоит натуральная зной. В Декане разница между сезонами не столь порядочна. На Тамильской равнине завсегда горячо, однако стрелка градусника вовеки не подымается столько длинно, ровно на норде. Жизнь в Индии век столько или иначе была связана с наступлением дождей — муссонов, кои перли влагу, столь необходимую для урожая. В цельном с октября до мая осадки выпадают нечасто, и в это момент урожай можно растить лишь с поддержкой ненастоящего орошения. К шабашу этого стадия зной углубляется, и в капуте апреля температура на полун/очных равнинах подкрадывается к 40 °С, что сопровождается также сухими ураганами. Земля покрывается трещинами, зоологические умирают от жажды, люд запрятываются в тень. В капуте июня проливается долгожданный дождь, земля буквально за подевай оживает и покрывается зеленью. Период муссонов тянется обыкновенно подле двух месяцев, после чего дожди начинают понемногу сходить на нету. Индия — сторона контрастов, и то, что прет житье, может разом переть и крышка. Реки сходят из берегов, нередко случаются наводнения, вящие территории оказываются под водой, что подчас приводит к подлинным бедствиям и разрушениям. Но в Индии муссонам век рады, их дожидаются с нетерпением, и, когда они наступают, люд признательны создателям. Ни в ОДНОЙ прочий цивилизации вера не дулась таковский невозмутимой роли и не пробивалась буквально в всякую пору социальной жизни, ровно в Индии. Она владела и располагает огромное резон для развития социума и формирования его структуры. В основе индийского общества возлежала концепция неравенства и неравноправия людей с момента рождения. Существует жесткое деление на общие сословия, всякому из каких предписаны обусловленные обязанности, и представители того или другого сословия должны им жестко вытекать в течение всей своей жизни. Положение человека в обществе являло следствием деяния кармы, коя, в свою очередность, функционировала на основе дхармы — универсального Священного Закона, определяющего всю житье и социума, и раздельного человека, закона, кой невозможно обогнуть или избежать последствий его деяния 1 . Если человек родился в рамках установленного сословия, это означало, что таково поступок кармы и что человек должен выполнять в течение своей жизни все обязанности, кои налагаются на представителя настоящего сословия. Уйти от этого можно было лишь спустя крышка и перерождение. Первоначально арии, заявляя о божественном происхождении деления общества на сословия, следовали сугубо расистскими мотивами 2 . Позднее, вестимо, эта концепция оправдывала существование привилегированных пластов общества и возбуждала природные протесты — наиболее мощной и в именитой степени успешной конфигурацией таковского протеста стал буддизм. ' Д х а р м а — «закон благочестия»; в Древней Индии он в основном понимался ровно правила поведения человека и праведный образ жизни; собственно вытекая всем его предписаниям, можно было льститься на славнейшую долю ровно в взаправдашней, столько и в последующих жизнях. 2 Об этой теории см. примечание на с. 53. Но собственно благодаря тому, что она поддерживала и оправдывала существование привилегированных общих групп, классов и сословий, эта концепция выжила и сохранилась. К шабашу ведического стадия деление общества на четыре основных сословия уже воспринималось ровно безоговорочно и решительно учрежденная божественная данность. По крайней мере, теоретически все арии должны были глядеть к одному из четырех сословий, за исключением ребятенков, аскетов и вдов. За пределами сословий оказывались представители занятых племен, вообще решенные общего статуса. Хотя плотски они наличествовали, однако не обладали никакого лева принимать участие в богомольной жизни сообщества. Три тончайших сословия — брахманы, кшатрии и вайшьи — подчеркнуто отделялись от жирнейшего сословия — шудр — при помощи церемонии посвящения, на какую обладали лево представители незаурядно трех тончайших сословий. Обязанности всех сословий были внятно прописаны. Брахман должен провождать все свое момент обучая и обучаясь, совершая обряд жертвоприношения, принимая и вручая таланты. Кшатрий должен бороться людей, заниматься совершать жертвоприношения. Вайшья должен совершать жертвоприношения и заниматься, однако основной его задачей являет разведение домашнего скота, землепашество и торговля; он также должен выполнять функции заимодавца. Задача шудры заключается в том, дабы обслуживать три тончайших сословия. Жизнь, вестимо, выдавалась оттого идеального режима, кой малевали составители законов и предписаний. Брахманы, разрабатывавшие эти законы, фактически созидали философскую утопию. В реальной жизни правила поведения ровно внутри одного сословия, столько и между неодинаковыми сословиями нередко нарушались или прямо-таки игнорировались. Брахманы подчеркивали, что располагают сверхъестественные способности, с поддержкой каких изничтожат тех правителей сообща с их армиями, кои посмеют посягнуть на привилегии этого сословия. Они требовали целого подчинения и безоговорочного признания их тончайшего положения в обществе. Однако и длиннейшее сословие делилось и было неоднородным. Некоторые брахманы были истинно учеными народами, в то момент ровно прочие, обитатели деревень, ничем не выделялись от обыкновенных предсказателей. Несмотря на принадлежность к жреческому сословию, вдалеке не все брахманы становились жрецами — прямо-таки потому, что столько жрецов было не необходимо. Некоторые выбирали линия затворников и коротали свои дни среди плотных лесов и диких звериных. Другие здравствовали особняком за счет даров и подношений от правителей и филистеров. Иные исполняли роль советников правителей, а случались брахманы, кои становились основателями царских династий. Хотя брахманам воспретило заниматься кой-какими обликами деятельности, в том числе и сельским хозяйством, им приводилось выполнять самый размашистый сферы обязанностей; представители этого сословия ишачили даже в спецслужбах и рекогносцировке. Но чем бы брахман ни занимался, его воспретило пытать или казнить; он также освобождался от налогов. Хотя внятно не оговаривалось, может ли брахман, вкалывающий в по-различных сферах светской жизни, применять теми же прерогативами и почтением, что и жрец, все-таки огромнейшие привилегии обладали те представители этого сословия, кои совершали обряды жертвоприношения и обучали. Два брахмана (снизу слева), сидящие перед царем Привилегии брахманов, вестимо, рождали зависть, и популярны случаи полноте едких сатирических выпадов в литературных родниках в адрес тех брахманов, кои не выполняли должным образом своих обязанностей. Прямые нападки на брахманов можно столкнуться чрезвычайно нечасто даже в буддийских текстах. В реальной жизни претензии брахманов на особые привилегии нередко игнорировались; все зависело от того, в какой степени почитали и опасались конкретного брахмана, веровали в его сверхъестественные способности. Кшатрий, «защитник людей», должен был заправлять царством, участвовать в бранях и поддерживать мир. Безусловно, обладал точка конфликт между брахманами и кшатриями, потребованный войной за превалирующее поза в обществе, однако, вестимо, во времена Маурьев (начало стадия, рассматриваемого в взаправдашней книге), брахманы, по крайней мере теоретически, были на первом месте, алкая в утилитарной жизни все зависело от того, какое поза занимал и каким воздействием употреблял тот или другой кшатрий. Хотя кшатрии сообразовывались военным сословием, не все из них становились воинами; отдельный коммерсантами и ремесленниками. Правда, все кшатрии были должны миновать военную подготовку. К льготам, коими обладали все кшатрии — даже занимающиеся торговлей, глядело их лево на два облика брака: узы с похищением невесты и узы, когда нарече владела лево сама выбирать суженого из группы претендентов. Хотя вайшьи, столько же ровно брахманы и кшатрии, обладали лево штудировать священные тексты и пролегать церемонию посвящения, их коллективный статус был намного короче. Первоначально вайшьи изображали земледельцами-общинниками, что, очевидно, и было причиной скромного общего статуса этого сословия. Со временем, однако, поза существенно изменилось. Многие вайшьи стали процветающими и богатыми коммерсантами и организовали могущественные гильдии. Именно от них получал финансовую поддержку буддизм и джайнизм во времена правления великих царей-буддистов; тогда вайшьи резались роль самой взаправдашней буржуазии. Согласно сохранившимся ключам, вайшьи оказывали существенное воздействие на государственную житье, многие из них оказывали поддержку наукам и искусствам. Тем не менее дискриминация в взаимоотношении этого сословия сохранялась. Вайшьям доводилось платить крупнее налогов, чем прочим сословиям, что подтверждало их более приземистую роль в социальной иерархии по сравнению с двумя тончайшими сословиями — брахманами и кшатриями. Положение шудр вполне можно охарактеризовать словами «граждане второго сорта». Даже если люд, смотрящие к настоящему сословию, обладали сановных дедов и родителей, у них были те же лева, что и у иных, если они изображали незаконнорожденными. К сословию шудр утилитарны глядел любой, кто не употреблял «уважаемым» положением в обществе; это распространялось и на тех, кто отвергал предлагаемые брахманами изменения в традиционных канонических взорах и верованиях и являл своего рода кержаком. Шудры делились на две категории: «чистые» и «нечистые», в подчиненности от традиций и обычаев данной местности и профессионального положения. «Нечистые» обладали утилитарны таковский же статус, ровно и неприкасаемые. У шудр было чрезвычайно миниатюрно лев и немало обязанностей. Поскольку в соответствии с теорией кармы угадать в сословии шудр мог лишь человек, совершавший свирепые поступки в прошлой жизни, в нынешней жизни шудры должны были накопить максимальный «капитал» из добросердечных девал, дабы гарантировать себе лучшее поза в вытекающей жизни, — это и являло их основной задачей. Согласно брахманским текстам, шудра должен был столоваться остатками со стола своего хозяина и трепать его обноски. Брахман, убивший шудру, тащил эдакое же учить, ровно за душегубство псины или кошки. Считалось, что шудра должен быть прямо-таки слугой и не питать никаких надежд на улучшение своего положения. В жизни, вестимо, все обстояло в порядочной степени по-другому. Ряд представителей этого сословия стали коммерсантами. Были случаи, когда шудры становились правителями 1 . Хотя шудры не обладали лева декламировать величественнейшие священные тексты и даже слышать о них, они могли знакомиться с иными текстами. Закон обеспечивал их лева ровно рабочих, и работодатели должны были заключать с ними контракт, в каком оговаривались лева и обязанности обеих сторонок. Шудры, однако, были должны задаром ишачить на держава один-одинехонек или два дня в месяц. 1 Сюань Цзян помечает в своих цидулках, сделанных в начале нашей эры, что в этап его пребывания в Индии там правили пять царей из варны кшатриев, четыре — из брахманов, два — из вайшьев и два — из шудр. Как уже отмечалось, династия Нандов сообразовалась шудрянской, поскольку ее первоначальный правитель был принесен от шудрян-ки. Это избыточный


Похожие записи:

Последнии записи

Популярные записи

Сайт управляется системой uCoz